Эффективная коммуникация с клиентом – сегодня важная тема в маркетинге. Компании активно развивают дополнительные каналы коммуникации на сайте, прием звонков по телефону, консультации в социальных сетях и электронной почте. Знание особенностей потребительского поведения помогает выбрать эффективные каналы коммуникаций для разных отраслей.
В марте 2016 сервис сквозной аналитики CoMagic совместно с Google опубликовал исследование о том, какие каналы и устройства предпочитают клиенты российских компаний. Прошел год. Некоторые изменения видны невооруженным глазом, а некоторые стали неожиданными открытиями. Каждому маркетологу – на заметку.
Сервис CoMagic используют компании из разных отраслей. Для сравнения с 2015 годом мы взяли 8 отраслей из прошлогоднего исследования, но увеличили репрезентативность данных. Анализ затронул 2308 сайтов – это в два раза больше, чем в 2015.
В перечень отраслей вошли следующие: авто/мото; бизнес-услуги; бытовая техника; красота и здоровье; медицина; недвижимость; строительство/ремонт; туризм и отдых. Каждую отрасль представляют сайты как крупного, так и среднего бизнеса России.
Цель исследования – понять, как изменились маркетинговые показатели компаний разных отраслей за последний год. Для этого мы рассмотрели онлайн и офлайн-каналы обращений, работу со звонками, показатели конверсии, динамику использования мобильных и десктопных устройств и востребованность аналитики данных на рынке.
Звонок уверенно держит первую позицию среди каналов обращений. Его доля увеличилась на 3%. На те же 3% уменьшилась доля чатов. Заявки остались на уровне 2015.
Каждый пятый сайт получает в день от 11 до 40 звонков, что на 5% больше, чем в 2015. Число сайтов, принимающих в день больше 41 звонка, выросло за год на 5%. Получается, что 30% сайтов в 2016 стали получать среднее и высокое число звонков каждый день.
За год картина по распределению обращений между каналами разительно не изменилась, но в некоторых отраслях есть интересные подвижки. «Бытовая техника» выросла в звонках на 12%, уменьшилась в чатах на 4%, а в заявках – на 8%. В медицине звонки выросли на 4%, чаты сошли на нет с 6% до 1%. В отрасли «Строительство и ремонт» рост заявок с 4% до 7% и незначительное падение звонков и чатов. В сфере «Туризм и отдых» потери в звонках и заявках, но в два с лишним раза увеличение доли чатов. Стоит отметить, что показатель звонков в медицине побил рекорд среди отраслей – 96%!
Самые высокие показатели конверсии посещений в звонки, как и в прошлом году, в бизнес-услугах и медицине – 3,96% и 3,56% соответственно. Это ниже значений 2015. Конверсию подтянули «Авто, мото», «Бытовая техника», «Строительство и ремонт», увеличив показатель в 2016 почти на процент.
В 2016 компании все еще теряют звонки. Такой важный канал обращений не отрабатывает свой потенциал до конца. Ведь, если клиент не дозвонился до тебя, он дозвонится до конкурента. И что странно, количество потерянных звонков в 2016 году в отраслевом разрезе выросло сильно во всех отраслях. «Красота и здоровье» на этом фоне выглядит лучше остальных: число потерянных звонков за год в отрасли увеличилось с 13,28 до 14,64%.
В 2016 году процент посещений с мобильных увеличился с 30 до 36%. Часто в среде маркетологов говорят, что трафик с мобильных «пустой» и плохо конвертируется в обращения и продажи. Но за год конверсия посещений с мобильных в звонки увеличилась с 0,45 до 0,63 %. Значит посетители готовы и смотреть контент с мобильного, и звонить. Компании все больше адаптируют сайты под экраны мобильных, а кликабельные номера избавляют от необходимости запоминать и набирать номер вручную.
Прирост посещений с мобильных в 2016 в разрезе по отраслям особенно впечатляет. Скромные 4 % прироста в 2015 году в недвижимости превратились в 43,55 %. В отрасли бытовой техники разница в приросте в 6 раз, в бизнес-услугах – в 3 раза.
В отрасли «Красота и здоровье» снова ситуация нетипичная: трафик с мобильного упал с 16 до 7 %. Возможно, что клиенты сферы активно уходят в соцсети и мессенджеры, но об этом еще скажем ниже.
Еще одно интересное наблюдение – конверсия посещений с мобильного в онлайн-чаты на сайте. Из 1000 человек, зашедших на сайт с мобильного, в чат зададут вопрос только 2. То есть адаптировать виджет онлайн-консультанта для мобильных устройств незачем. Вероятнее всего, посетитель выберет соцсеть или мессенджер для обращения. Поэтому развитие корпоративных страниц компаний в соцсетях, создание бот-чатов – еще один тренд сезона.
Тегирование звонков, онлайн-чатов, заявок делает аналитику более качественной. Например, неверно учитывать при расчете конверсии спам-звонки. С тегами их можно отфильтровать и уменьшить статистическую погрешность. Тегированием пользуется большинство компаний: в среднем по всем отраслям 86 % сайтов.
Телефония, коллтрекинг и интернет-реклама накапливают данные разного качества. Поэтому задача аналитических сервисов – автоматически объединять их для единой «сквозной» аналитики. В 2016 интеграции с Яндекс.Директ, Google AdWords настроили на 9% больше сайтов, чем в 2015.
Интеграций с CRM системами пока ощутимо меньше: планку свыше 10% взяли только 2 отрасли – «Бизнес-услуги» и «Строительство и ремонт». Если интеграции с системами контекстной рекламы помогают управлять рекламным бюджетом, то интеграции с CRM помогают увидеть эффективность рекламы в рамках бизнеса. Данные о клиентах и сделках связываются с рекламными объявлениями, а значит связь деньги на рекламу – продажи становится очевидной. Активное двигаются в сторону сквозной аналитики «до продаж» отрасли «Авто, мото», «Бытовая техника» – за год в обеих отраслях число интеграций выросло с 0 до 8%.
Раз в неделю мы будем присылать вам полезные материалы, подборку интересных кейсов и статей.