Мультиканальность, омниканальность, кросс-канальность – что выбрать маркетологу
Чего хотят современные покупатели? Чтобы бренды отлично понимали их боли, ценности и своевременно взаимодействовали с ними в удобных каналах. Добиться этого можно, выбрав одну из маркетинговых стратегий: мультиканальность, омниканальность, кросс-канальность. Опрошенные нами эксперты рассказывают, чем отличается омниканальность от мультиканальности, что значит кросс-девайс и как работает каждая стратегия.
Подпишитесь на рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам полезные материалы, подборку интересных кейсов и статей.
Мультиканальность
Если компания использует несколько каналов для привлечения клиентов и коммуникации с ними — в деле мультиканальный маркетинг. Например, есть офлайн-зоомагазин «Чебурашка». У него ведутся профили в соцсетях, есть SEO-оптимизированный сайт и запущен контекст. Рядом с магазином промоутеры раздают листовки, на выставке кошек висят баннеры, а информация об открытии новой точки крутится по радио. Всё перечисленное — рекламные каналы, и это мультиканальный маркетинг.

Мультиканальность представляет собой аналог того, что раньше называлось медиамиксом: когда для контакта с аудиторией используются разные не связанные между собой маркетинговые каналы. Брендам нужна мультиканальность, если их аудитория слишком широка, чтобы уложиться в рамки вроде «мужчины 25–35 со средним достатком» — как у Unilever. Именно поэтому компания использует сразу множество инструментов: диджитал, телереклама, наружка, радио, реклама в СМИ и так далее.
Чтобы работать с разными каналами было удобнее, «Чебурашка» использует мультиканальную платформу.

Мультиканальность — это возможность использовать несколько разных каналов связи (мессенджеры, социальные сети, веб-сайт) для коммуникации с клиентами. Информирование, продажи, сбыт продукции, сбор обратной связи и другие задачи для бизнеса помогает решать мультиканальность.
Чтобы обеспечить мультиканальность, есть специальные инструменты, один из них — платформа Messagebiz, объединяющая в себе все каналы текстовой коммуникации с клиентами: Viber, Telegram, Tam Tam (Ок), ВК, онлайн-чат на веб-сайте, (WeChat и Я.Диалоги в разработке) и др. мессенджеры. Достоинство мультиканальной платформы в том, что все каналы связи объединяются в одном окне платформы и оператор контакт-центра контролирует все заявки и обращения в одном интерфейсе. Это позволяет избежать серфинга по окнам браузера и установки лишних приложений, что исключает «потерю» обращений клиентов.
Платформа также позволяет автоматизировать бизнес-процессы внутри компании. Например, интеграция текстовых чат-ботов позволяет клиентам получать необходимую информацию в режиме онлайн через удобный мессенджер в любое время суток, а внедрение HR-бота дает возможность снизить нагрузку на отдел кадров.
Омниканальность, ровно как и кросс-канальность и кросс-девайс — это стратегии, также основыванные на коммуникации с клиентом через разные каналы. Между мультиканальностью и омниканальностью разницу не всегда понимают. В самом деле, выше перечисленное — та же мультиканальность, но в данном случае это мультиканальный маркетинг с более глубоким уровнем интеграции и повышенной эффективностью.
Омниканальность: в чем отличие омниканального продвижения от мультиканального
Омниканальность — это когда различные каналы коммуникации с клиентом связаны между собой с помощью единой системы. Можно сказать, что это высшая форма мультиканальности.
«Чебурашка» участвует в зоовыставке, где раздает потенциальным клиентам карты лояльности. Пользователи регистрируют карты в личном кабинете на сайте, после чего могут приобретать товары со скидкой, причем, как в офлайн-магазине, так и онлайн. Вся информация о клиентах хранится в единой CRM-системе.

Омниканальность необходима в тех случаях, когда аудитория бренда узкая и одного инструмента недостаточно, чтобы наладить с ней контакт. Например, ТВ-реклама дает охват, но не обеспечивает точного таргетинга, а диджитал-инструменты позволяют выстроить коммуникацию с нужной аудиторией, но с гораздо меньшей частотой контакта. В результате приходится совмещать эти каналы для решения единой задачи: одно сообщение транслируется с помощью телевидения, диджитал-рекламы, промосайта, маркетплейсов, соцсетей и офлайн-мероприятий.
Кейс
Подобный подход мы использовали для продвижения машинного масла Castrol Edge. Аудитория продукта — состоятельные владельцы суперкаров, до которых сложно «дотянуться» с помощью телевидения или интернета. Тогда мы придумали акцию под названием «Ты против Нюрбургринг»: в точках продаж покупатели видели рекламу онлайн-игры, где им предлагалось в виртуальном формате пройти знаменитую трассу «Формулы-1». Те, кто приобрел масло, принимали участие в конкурсе, а победители получали поездку на настоящий Нюрбургринг. В итоге, направив покупателей из ритейла в онлайн, а оттуда — обратно в ритейл, мы смогли добиться нужной частоты и интенсивности контакта со сложной аудиторией.
Еще один пример омниканальности — кампания сети продовольственных магазинов Tesco в Южной Корее. Осознав, что у потребителей все меньше времени на посещение магазинов, руководство сети разместило на станциях метро плакаты с изображением товаров, каждому из которых соответствовал свой QR-код. Ожидая поезда, пассажир мог выбрать и оплатить с помощью приложения нужный ему продукт. Как результат — за первый месяц продажи Tesco выросли на 52%.
Другой пример — промособытие, вокруг которого строится анонсирующая рекламная кампания. Так, запустив знаменитый GreenFest для пива Tuborg Green от «Балтики», мы разработали целую систему оповещения об этом событии. Чтобы попасть на фестиваль, нужно было собирать промокоды на крышках бутылок Tuborg Green, а анонсировалось это с помощью рекламных материалов на ТВ, в диджитал- и печатной рекламе.
Кросс-канальность и cross device: что это?
Кросс-канальность — это когда каждый используемый канал поддерживается остальными. То есть при кроссканальности они все «работают сообща» для достижения общей цели.

Кросс-канальность появилась как ответ на тенденцию роста онлайн-покупок и поэтому часто используется именно в ритейле, объединяя с ним другие каналы коммуникации: например, когда, покупая бутылку кока-колы с промокодом, вы получаете в подарок билет в кинотеатр или скидку в Burger King — а в Burger King и в кинотеатре одновременно размещается реклама этой акции. Таким образом, для повышения продаж ритейл объединяется с развлекательным каналом и ресторанами быстрого питания.
Кросс-канальные кампании часто одновременно являются и кросс-девайсами, это значит, что для решения задачи используются различные устройства. Кросс-девайс — это когда, например, при просмотре рекламного ролика по телевизору озвучивается промокод для мобильного приложения.
Cross-device — это технология, которая позволяет идентифицировать интернет-пользователей через разные типы устройств: смартфоны, планшеты, компьютеры и т. д.
Кросс-девайс — это обеспечение своим клиентам более удобного пользования продуктом. Ну и последующий ретаргетинг, конечно. :)

Инструменты веб-трекинга позволяют внедрять cross-device-активности, цель которых — узнать пользователя независимо от того, с какого устройства он взаимодействует с компанией. Отличный пример реализации кросс-девайса — это построение коммуникации у сервисов для изучения иностранных языков, например Duolingo.
Кейс
Как только пользователь регистрируется в мобильном приложении, ему на почту приходит сообщение, что он может осваивать курс и с ПК. При этом в случае перехода по ссылкам со смартфона пользователь попадает не в мобильное приложение, а на сайт Duolingo. Так клиент может учить язык как с компьютера, так и со смартфона.
Как эффективно управлять несколькими каналами
Недостаточно просто выстроить большую кросс-канальную систему — необходимо ей управлять. Современные системы автоматизации рекламы позволяют запускать все рекламные активности в едином интерфейсе, правильно взаимодействовать с аудиторией и следить за показателями сотрудников.
Перечислим необходимые инструменты и процессы в управлении рекламой.
Медиаплан
Ни одна хорошая стратегия не разрабатывается без медиапланирования. Здесь вы обозначите УТП и преимущества вашего продукта, бюджета и ЦА. Медиаплан утверждает время действия всех РК, используемые рекламные источники, а также фиксирует ожидаемые показатели.
Автоматическое распределение между каналами
Контролировать кросс-канальность и распределять деньги между разными каналами вручную — занятие тяжелое и почти обреченное на неуспех. На рынке систем автоматизации можно инструменты, рационально разделяющий бюджет между источниками.
Статистика и отчеты
Отслеживание показателей — самая суть маркетинга. Оценивать эффективность рекламных площадок нужно не только постфактум, но и в ходе РК. Для этого желательно иметь сводную статистику в одном интерфейсе.
Управление ставками и площадками
Каждому профессиональному маркетологу важно снизить CPA и CPC. Для этого существует инструмент управления ставками, который очень пригодится, если у вас запущено множество РК и в них задействованы многие рекламные каналы.
Предположим, у вас 500 рекламных кампаний. Не самым удачным выбором в данном случае будут автоматические стратегии, которые работают с одним показателем. Нужно именно комплексное решение, которое позволит задавать любые правила управления ставками.
Не забудьте, что в самих рекламных кабинетах не предусмотрено автоотключение сайтов в РСЯ и КМС по вашим правилам. Необходим дополнительный инструмент.
Какую стратегию выбрать?
Существующие стратегии отличаются количеством используемых каналов, степенью их интеграции и характером взаимодействия между собой. Мультканальность, омниканальность, кросс-девайс — эти или другие форматы выбрать? Зависит от особенностей вашей целевой аудитории и задачи маркетинговой стратегии.

Когда цель — создать новый канал продаж, стоит выбрать кросс-канальную коммуникацию. Рекламная кампания для неоднородной или сложной аудитории требует омниканальной стратегии. Если, наоборот, ваша аудитория очень широка, эффективно будет работать мультиканальность. Важно понять, какая задача стоит перед вами, кто ваша целевая аудитория, через какие каналы и какой контент она потребляет.
Подпишитесь на рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам полезные материалы, подборку интересных кейсов и статей.